Как же внезапно я нахожу интересные книги.
Да еще настолько хорошо проработанные, что прочитав первую страницу моментально забываю о всех прочих планах и погружаюсь с головой. Даже слишком глубоко - цикл дочитан, а вернуть на место привычный образ мышления всё не получается.
Желаний у меня теперь только два:
- Бегать по потолку и кричать ЕСТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ КСЕНОПСИХОЛОГИИ (или ксенофилии? хотя нет, между представителями нечеловеческого, но одного вида, это должно зваться иначе )
- придумать кроссовер, достойный по достоверности канона (моё обычное желание)
Два дня назад, вечером, меня (причудливой цепочкой ассоциаций и ссылок) вынесло на роман Максима Далина "Лестница из терновника". Первую книгу я дочитала к пяти утра. Последнюю книгу - только что.
как в процессе я успела еще и на репетицию съездить - для меня загадкаЕсли вы ищите описание интересной и необычной культуры или наскучили гет, слеш и омегаверс, само наличие которых в тексте часто выдают за сюжет, - обратите внимание. Здесь вы не найдете красочных постельных сцен, но обнаружите дивно хорошо проработанную вселенную и неплохой сюжет.
Описание с Самиздата:
Планета Нги-Унг-Лян - эволюционный курьез. Высшие организмы, обитающие на ней, не знают земного деления на два пола, совмещая признаки обоих в одном теле. Мир - настоящий биологический рай... работу земных ученых осложняет одно: венец нги-унг-лянской эволюции, при всех фундаментальных физиологических отличиях слишком похож на земного человека...samlib.ru/d/dalin_m_a/index_9.shtmlНа самом деле за этим описанием, за каждым его предложением, стоит невероятно многое.
Читать впечатления более развернуто Население мира - а значит подавляющее большинство героев - не привычные по большинству не проработанных миров гермофродиты, по сути изображаемые или вполне себе мужчинами или женщинами, с доп. набором органов и функций. Это действительно другой вид, с логично проработанной анатомией, физиологией и психологией. И выросшей из этих, отличных от человеческих, характеристик культурой, религией, общественным строем... Культур и религий автор предлагает даже несколько!
Повествование ведется как бы в двух почти параллельных, но временами почти пересекающихся плоскостях. Первая - история самих местных жителей, с их восприятием своего мира, общества и самих себя. И вторая - линия затесавшегося в их жизнь земного этнографа, выдающего себя за местного. При этом, на протяжении всего цикла, автор то и дело подчеркивает нежелательность и травматичность попыток перешагнуть разделяющий виды барьер. Невозможность сделать это по настоящему.
Можно сказать, что сам человек-герой, как раз так не тупит и очень старается помнить о непреодолимости различий. Именно ему принадлежит большинство заметок и наблюдений о том, почему представители другого вида - при своей (с человеческой точки зрения) жестокости и агрессивности - при таких "дружбах народов" оказываются жертвами. Да, большую часть цикла этот человек - просто наблюдатель, время от времени извлекающий из кармана маленький фокус, чтобы помочь друзьям, но о нем хочется подумать едва ли не больше, чем об удивительных инопланетянах, на которых он дает нам возможность взглянуть.
Дело в том, что - должно быть для усиления эффекта "чуждости" - большая часть людей, мелькающих в цикле, кажутся тупоголовыми ксенофобами с завышенной самооценкой. Это смотрелось бы правдоподобней, не будь все - ВСЕ ОНИ - учеными, изучающими чужой вид и, по идее, осведомленными о различиях. А главное - о причинах различий. Как в последней книге цикла наглядно показано - агенту, отправляемому внедряться в среду, элементарно не додали всех имеющихся данных о биологических причинах поведения его будущего окружения. Коротенькая лекция, занявшая бы десять минут и три слайда, невероятно наглядно объяснила бы, почему то, что людьми воспринимается с ужасом и рвотными позывами - для инопланетян едва ли не источник удовольствия.
В какой-то момент начинает казаться, что сам этнограф - тоже испытуемый. Тем более, что в деле присутствует как минимум одна человеческая, хорошо обо всем осведомленная и подготовленная сторона. Люди - земляне - которые лучше него разбираются в происходящем. Действительно, почему бы им не поставить экспиримент: а насколько удачным может быть взаимодействие наших соотечественников с "чужими", если люди действительно приложат усилия? Почему бы не исследовать влияние изучения чужаков на наблюдателя? А реакцию имеющего теоретическую подготовку аборигена на человеческое непонимание? В реалиях показанного такие поступки совсем не кажутся мне странными. Да и если предположить за большей частью непрофессионализма эксперимент и умысел, то картина выходит более логичной. Или же у проекта дикое недофинансирование и нанимают, кого только могут.
А вот об инопланетянах я писать, пожалуй, не буду. Это слишком хорошо сделал автор цикла. Причем настолько, что их образом мышления почти можно проникнуться. А уж когда едва ли не каждый душевный порыв (логичный или наоборот, с нашей точки зрения) находит объяснение, а то и два, то проникаешься еще больше. Чтобы заинтриговать скажу только, что многие события начала цикла заставляют героя-человека вспоминать Дюма.
И да, это джен, который настолько КСЕНО, но в нем можно увидеть как любой кинк, так и любой сквик. Так что, прежде чем читать твердо скажите себе - или повторите за этнографом - ОНИ НЕ ЛЮДИ. И получайте удовольствие. Поверьте, цикли стоит самого пристального внимания.
Хотя я не отказалась бы от сюжета по сложнее, но признаю, что автор поступил правильно, когда не стал вплетать лишних линий в ущерб качеству истории.